You are currently viewing За что вы (не) должны платить у врача: 10 неочевидных ситуаций

За что вы (не) должны платить у врача: 10 неочевидных ситуаций

  • Post category:Новости

Обращаясь за медицинской помощью, многие забывают или попросту не знают, что часть услуг, которые предлагают оплатить, должна оказываться бесплатно по полису обязательного медицинского страхования. Попробуем выяснить, всегда ли правомерны действия медицинских работников, желающих оказать тот или иной вид помощи за деньги.

За ответами мы обратились к полномочному представителю Всероссийского союза страховщиков  по медицинскому страхованию в Амурской области, руководителю Амурского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» Елене Дьячковой.

  1. Просят доплатить за обезболивание

Это законно? Нет. Программой государственных гарантий (ПГГ) предусмотрена не только местная анестезия (в том числе эпидуральная анестезия), но и общий наркоз. Так что обезболивание вам должны обеспечить бесплатно.

Что делать? Если отказывают – можете звонить в страховую компанию прямо из кабинета врача.

  1. Предлагают качественную пломбу – но только за деньги

Это законно? Нет. «Светоотверждаемые пломбы всегда были камнем преткновения в стоматологии. Они считаются наиболее крепкими и устойчивыми и часто навязывались пациентам в качестве платных услуг. Однако с 1 января 2018 года светоотверждаемые пломбы входят в Программу государственных гарантий и должны устанавливаться гражданам бесплатно». Лишь в некоторых ситуациях, по медицинским показаниям, может требоваться установка другого, не светоотверждаемого вида пломб – тогда это должно быть обосновано и записано в карте.

Что делать? Ссылаться на ПГГ-2018. Не подействует – звонить в свою страховую компанию прямо из кабинета врача.

  1. Требуют оплатить установку интраокулярной линзы

Это законно? Нет. Имея на руках действующий полис ОМС, пациент может получить все дорогостоящее лечение с применением хрусталика высокого качества бесплатно и независимо от возраста.

Что делать? Если вам говорят, что данная услуга предусмотрена только для льготной категории граждан, смело звоните в свою страховую компанию.

  1. Просят заплатить за качественные швы после родов

Это законно? Нет. Согласно ПГГ, гражданам РФ амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при беременности, патологии беременности, родах и абортах, стационарная помощь в период новорожденности, а также лекарственная помощь в соответствии с законодательством предоставляется бесплатно. Таким образом, на платной основе могут предоставляться только услуги сервисного характера.

Что делать?  Для начала, можно попытаться урегулировать вопрос мирным путем, напомнив врачу, что данная услуга оказывается в силу закона бесплатно. Если он будет настаивать на оплате услуги, можно подать на данного врача жалобу либо заведующей женской консультации — если речь идет о навязывании оплаты услуги в женской консультации, — либо заведующему родильным отделением (далее — главному врачу), если действия происходят в родильном доме. Жалобу можно подать в свою страховую медицинскую организацию (просто позвоните по телефону, указанному в вашем полисе). Если при рассмотрении жалобы конфликт себя не исчерпает, женщина может обратиться с заявлением в прокуратуру с просьбой о внесении в соответствующее медицинское учреждение представления прокурора об устранении нарушения права либо обратиться в суд. Если за услугу все же пришлось заплатить и факт оплаты возможно доказать, при том, что в бесплатной помощи ей было отказано (это тоже надо доказать), возможно потребовать возмещения материальных затрат в страховой компании или через суд. Если же деньги были переданы в конверте лично врачу, или вы решили рожать платно, минуя бесплатную медицину, то вернуть деньги будет невозможно.

  1. Не делают бесплатный анализ на гормоны

Это законно? Если гормональные исследования проводятся по назначению врача (например, при болезнях эндокринной системы, невынашивании беременности, бесплодии и так далее), то платить вы не должны. А вот проверять уровень гормонов для профилактики, к сожалению, придется за деньги.

Что делать? Если вас просят заплатить за анализ, назначенный врачом, звоните в свою страховую компанию.

  1. Предлагают пройти инструментальное обследование за деньги

УЗИ, рентгенография, гастроскопия, а особенно КТ и МРТ часто продаются под лозунгом: «Очередь на бесплатные у нас на три месяца вперед».

Это законно? Нет. Предельные сроки оказания медицинских услуг четко прописаны в ПГГ. Диагностические инструментальные исследования (рентген, маммография, УЗИ) и лабораторные анализы должны быть проведены максимум через 14 календарных дней со дня назначения. КТ и МРТ можно ждать не более 30 календарных дней.

Что делать? Если вам предлагают доплатить за скорость, можете сразу жаловаться в свою страховую компанию.

  1. Не дают направление к специалисту

Предположим, вы хотите попасть на прием к пульмонологу (онкологу, эндокринологу, эпилептологу или другому специалисту), а терапевт не дает направление, потому что не видит оснований. По сути это означает, что за консультацию профильного врача придется заплатить.

Это законно? К сожалению, да. Ни услуга «второе мнение», ни консилиум по инициативе пациента не предусмотрены в рамках ОМС.

Что делать? Если консультация специалиста за деньги не вариант, вы можете:

Написать заявление о замене лечащего врача или сменить медицинскую организацию (такие переходы допускаются не чаще 1 раза в год).

Если уверены, что ваш лечащий врач ошибается с диагнозом и вам действительно требуется консультация профильного специалиста, можете написать заявление о несогласии с действиями врача и с поставленным им диагнозом на имя заведующего поликлиникой или во врачебную комиссию. Срок для рассмотрения заявления – 30 дней.

Иногда претензию удовлетворяют (особенно если профильный специалист не перегружен), просто чтобы погасить конфликт. Но будьте готовы к тому, что вам все-таки придется пройти платное обследование, чтобы доказать свою правоту.

  1. Лечащий врач рекомендует оплатить назначенные им исследования, которые будут проводиться в другом лечебном учреждении, так как в данном – нет возможности их провести.

Это законно? Нет. В соответствии с законодательством РФ при наличии медицинских показаний для проведения исследования, отсутствующего в медицинском учреждении, пациент должен быть направлен в другую медицинскую организацию, где все необходимые исследования предоставляются бесплатно по программе ОМС.

Что делать? Необходимо обратиться к руководству медицинского учреждения. Это может быть заведующий отделением, заместитель главного врача по лечебной работе или главный врач, которые могут на месте разрешить возникшую ситуацию. Если договориться не получилось, обращайтесь в страховую медицинскую компанию, выдавшую вам полис ОМС (телефон указан на полисе).

  1. В больнице говорят, что нужно купить расходные материалы

Нередко родственникам пациента, который лежит в больнице, сообщают, что нет лекарственных средств, игл, шприцев, капельниц, контрастных веществ для проведения обследования и так далее. Еще чаще говорят, что материалы и препараты есть, но плохие, недействующие, поэтому надо купить хорошие и действующие.

Это законно? Нет. В большинстве случаев это игра на чувствах. Человек в больнице безоговорочно доверяет врачу, и иногда медработники этим злоупотребляют. На самом деле лекарственные препараты и изделия медицинского назначения для стационаров проходят очень жесткую процедуру отбора.

Что делать? Если вам предлагают доплатить за качество, сразу звоните в свою страховую компанию.

  1. Не дают направление на бесплатный массаж

Это законно? Нет, если речь о лечении ортопедических или неврологических заболеваний. Массаж, лечебная физкультура и прочие реабилитационные мероприятия должны предоставляться бесплатно, если для них есть медицинские показания.

Что делать? Увы, в этой сфере очевидная проблема с кадрами: услуги массажистов слишком востребованы в коммерческом секторе, поэтому в районные поликлиники они идут крайне неохотно. Если специалиста нет, жаловаться, к сожалению, бесполезно.

Если Вы застрахованы в компании «СОГАЗ-Мед» и у Вас возникли вопросы, связанные с получением медицинской помощи в системе ОМС или качеством оказания медицинских услуг, обращайтесь в СОГАЗ-Мед по круглосуточному телефону контакт-центра 8-800-100-07-02 (звонок по России бесплатный). Подробная информация на сайте www.sogaz-med.ru.