Часто в страховую медицинскую компанию поступают жалобы на то, что скорая помощь не приезжает в положенный срок. Но далеко не каждый знает, чем отличаются скорая и неотложная медицинская помощь. А ведь, согласно законодательству, это две разные формы оказания медпомощи населению. И главное их отличие – состояние, в котором находится пациент.
Об основных различиях и общих особенностях этих двух форм амурчанам расскажут эксперты страховой компании «СОГАЗ-Мед».
Чем экстренная помощь отличается от неотложной?
Итак, экстренная скорая помощь оказывается при острых заболеваниях и состояниях, а также обострении хронических заболеваний, если существует угроза жизни пациента.
Неотложная же помощь необходима в том случае, если явных признаков угрозы для жизни пациента нет, но существует угроза его здоровью.
Куда обращаться за помощью?
Отделения неотложной помощи существуют на базе поликлиник, а также входят в состав станций скорой помощи. За неотложной помощью застрахованный в системе ОМС может самостоятельно обратиться в поликлинику по месту территориального прикрепления. В амбулаторных условиях помощь оказывают участковые врачи-терапевты или педиатры, в день обращения. В праздники и выходные дни неотложную помощь оказывают бригады скорой помощи. При этом срок ожидания неотложки на дому – не более 2 часов с момента поступления вызова.
И скорую, и неотложную помощь можно вызвать по единому номеру 03 (для мобильных – 103), а также по телефону службы спасения – 112. Диспетчер сам определяет, к какой категории относится тот или иной вызов, исходя из подробного описания симптомов. Также для каждого района проживания действует свой номер неотложки, созданной на базе поликлиники.
Вызовы на стадии звонка диспетчер причисляет к одной из четырёх категорий. Если состояния угрожают жизни, то бригада обязана приехать не позднее, чем через 20 минут. При обострении хронических болезней
отводится время в 30 минут, неотложные поликлинические вызовы – 1-2 часа. В
4-ю категорию входят перевозки, которые не относятся к срочным.
Необходимо помнить, что в реальных условиях следует делать поправки на дорожные условия (погода, пробки) и удаленность (особенно в сельской местности, где станция обслуживает населенные пункты, удаленные друг от друга на десятки километров).
Обязанности врача неотложной медицинской помощи
Оказывая неотложную медицинскую помощь на дому или в амбулаторных условиях, врач обязан:
– в полном объеме использовать средства, предусмотренные медико-экономическими стандартами, в том числе лекарства и экстренную диагностику;
– сопровождать пациента до следующего этапа оказания медицинской помощи, если есть непосредственная угроза его здоровью и жизни;
– обеспечивать карантинные и противоэпидемические мероприятия в полном объеме;
– проинформировать пациента о порядке лечения и диагностике, приобретении лекарств и предоставить необходимые документы, которые позволят произвести лечение на дому или в амбулаторных условиях (справки, рецепты, направления на диагностику и лечение).
При возникновении сомнений в правомерности отказа оказания врачебной помощи или необходимости оплаты той или иной медицинской услуги специалисты рекомендуют обратиться за разъяснениями в страховую компанию «СОГАЗ-Мед». Здесь проконсультируют по всем вопросам ОМС и помогут защитить права на получение качественной бесплатной медицинской помощи. Номер бесплатного круглосуточного контакт-центра 8‑800‑100‑07‑02.
Подробная информация на сайте www.sogaz-med.ru.